Соперник Христа?
Верующие люди не сомневаются, что установление христианства
в качестве государственной религии сначала в Римской империи, а
затем в Европе, России и Америке есть не что иное, как результат
промысла Божьего, реализация установленного свыше пути развития
мировой истории. Но историки и религиоведы предпочитают полагаться
на исторические факты и свидетельства, и результаты этих
исследований порой бывают самыми неожиданными.Оказывается, учение
Христа в первые века своего существования едва не капитулировало
перед гораздо более могущественным и влиятельным соперником -
митраизмом.
Свет с Востока Победоносные завоевания
Александра Македонского привели к серьезным изменениям как в
расстановке политических сил, так и в религиозном сознании людей.
Смешение самых разнородных культурных традиций вызвало к жизни
бесчисленное множество культов и верований, породив духовный кризис.
Единственным выходом в подобной ситуации было установление на
государственном уровне религии, чьи догматы и морально-этические
ценности могли бы послужить надежной основой для духовного
оздоровления огромной империи и создания положительной, лояльной по
отношению к власть имущим идеологии.
Долгое время за право стать такой религией сражались митраизм и
христианство, и хотя победа в конечном счете осталась за
последователями Иисуса, отдельные отголоски учения Митры можно
встретить и по сей день.
Культ Непобедимого Солнца Митраизм возник
во втором тысячелетии до н.э. на выжженных солнцем просторах Персии
и Малой Азии и достиг своего расцвета в III-IV веках после Рождества
Христова. Подобно тому, как христианство зародилось в лоне иудаизма,
митраизм был теснейшим образом связан с зороастризмом - одним из
древнейших религиозных учений, влияние которого на многие культы и
верования Востока и Средиземноморья было весьма значительным.
Вначале приверженцами митраизма были представители иранских и
арийских народов; затем, благодаря киликийским пиратам (Киликия -
древнее государство, находившееся на территории нынешней Турции),
контролировавшим морские коммуникации, это учение проникло в Европу,
достигнув отдаленных военных лагерей римлян в Британии и северной
Германии.
Митра, сын зороастрийского божества света и любви Ормузда,
почитался как владыка небесного света и солнца, бог справедливой
силы, истины и верности своему слову. Древнеперсидская «Авеста» и
индийская «Ригведа» воспевают его неустрашимость, всеведение, боевой
дух и готовность сражаться с дэвами - злобными демонами,
сотворенными богом тьмы Ариманом. Он следит за поддержанием мира и
выполнением людьми своих обещаний, сурово карая лжецов и
клятвопреступников. Пастухи и земледельцы обращались к Митре с
молитвами об увеличении урожаев и о защите от засухи, воины перед
сражением произносили его имя, веря, что воинственный бог Солнца,
изображавшийся всегда в полном вооружении, неизменно встанет на
сторону своих приверженцев.
Если христианство зиждется на идее любви и всепрощения, довольно
терпимо относясь ко лжи (существует даже такое понятие, как «ложь во
спасение»), то самым страшным преступлением в глазах митраиста
являются нарушение данного слова, обман и неискренность. Приверженцы
Митры неукоснительно придерживались основного постулата своего
морально-нравственного кодекса: честность и правдивость в любой
ситуации.
Возможно, именно тем фактом, что большинство средиземноморских
купцов в первые века новой эры исповедовали митраизм, объясняется
столь бурное развитие торговых отношений в этом регионе. Само имя
Митры в переводе с авестийского означает «договор», и, оформляя
сделку или заключая соглашение, древние неизменно призывали этого
бога Непобедимого Солнца в свидетели чистоты своих намерений.
Культ Митры, покровительствующего порядку, закону, миру и власти,
пришелся по вкусу римским цезарям, многие из которых сами приняли
митраизм, о чем свидетельствуют многочисленные надписи и посвящения
на монументах, четко связывающие культ Непобедимого Солнца Митры с
идеей римской государственности. Число поклонников этого божества
было в то время столь велико, что митраизм вполне мог бы стать
мировой религией. Однако этого не произошло, и немаловажной причиной
поражения митраизма и его постепенного забвения была его обрядовая,
церемониальная сторона.
Дело в том, что митраизм был предельно строгим, даже жестким
учением, требовавшим от своих адептов дисциплины и личного мужества.
В христианстве раскаявшийся в конце жизни преступник мог получить
отпущение грехов и надежду на спасение души. Митраист должен был на
протяжении всей своей жизни неукоснительным образом соблюдать
морально-нравственные предписания своей веры.
Другим препятствием на пути превращения митраизма в
государственный культ был его закрытый, мистериальный и элитарный
характер, полностью исключавший участие женщин в отправлении обрядов
и священнодействий (Выделено ред.). В отличие от христиан, стремившихся обратить в
свою веру как можно больше людей, митраисты искали индивидуального
просвещения и совершенствования.
Ипостась сына Божьего? Сопоставление
внешней, знаково-символической стороны учений Митры и Христа, а
также обрядности и священных писаний этих двух религий способно
повергнуть неискушенного читателя в крайнее изумление: оказывается,
христианство почти полностью ассимилировало, или, проще говоря,
скопировало символику и священные церемонии культа солнечного
божества. Несмотря на целый ряд догматических и идеологических
различий, влияние митраизма на христианское вероучение признается
большинством современных исследователей как непреложный факт.
Последователи Митры праздновали день рождения своего божества 25
декабря, в день зимнего солнцестояния, что впоследствии было
перенято христианами. Появление на свет младенца Митры в самую
темную ночь в году под сводами пещеры знаменует рождение света и
надежды, ожидание скорого воскрешения природы после долгого зимнего
сна. А ведь и рождение Иисуса символизирует приход в мир Мессии,
дарующего надежду на воскрешение и возрождение души в новой, вечной
жизни.
Рождественские легенды христиан и митраистов настолько похожи,
что вывод о сознательном, почти полном заимствовании напрашивается
сам собой. Так же, как и младенцу Христу, маленькому Митре пришли
поклониться пастухи, а затем волхвы, принесшие Спасителю золото и
благовония. Большинство исследователей полагают, что эти волхвы,
фигурирующие и в Евангелии, и в митраистских преданиях, были
зороастрийскими священнослужителями, пришедшими воздать почести
родившемуся Мессии.
Жизненный путь Христа и Митры также во многом схож. Они оба
соединяют в себе человеческое и божественное, являясь, таким
образом, посредниками между людьми и Богом. И Христос, и Митра
творят волю Отца, их пославшего, и противостоят силам тьмы. И тот, и
другой по завершении своего земного пути вознеслись на небо, к
престолу Творца.
Символика и обрядовая сторона христианства и митраизма также
обнаруживают почти полное сходство. У приверженцев солнечного
божества существовал обычай осенять себя крестным знамением, при
посвящении неофита в таинства религии над ним проводили обряд
крещения-омовения, очищавший принимающего новую веру от его прошлых
прегрешений. Подобно христианам, митраисты причащались хлебом и
вином, причем сама церемония Святого Причастия была призвана
имитировать последнюю трапезу Митры со своими учениками. И
христианское, и митраистское духовенство использовало во время
богослужений кропильницу, а сама служба проводилась на древнем,
неизвестном простому народу языке. Голова и лик Митры на священных
изображениях окружены нимбом - сияющим ореолом с солнечными лучами,
что также соответствует христианской иконографии.
Анализ критической массы этих фактов, недвусмысленно
свидетельствующих о преемственности христианства по отношению к
митраизму, привел исследователей культа персидского солнечного бога
к неожиданному и довольно оригинальному выводу: в течение
длительного времени, вплоть до XI века после Рождества Христова,
Митра почитался как одна из ипостасей Иисуса Христа, а поклонение
ему являлось одной из форм христианского вероучения. Верховный жрец
солнечного божества носил тот же титул, что и глава католической
церкви, - «папа» или «святой отец». Церемониальное облачение Папы
Римского в точности соответствует одеянию митраистских
священнослужителей: высокий головной убор, называемый тиарой или
митрой, и красные ботинки, явная аналогия с обувью жрецов Митры -
красными солдатскими сапогами, отличительному знаку древнеримских
военачальников.
По всей вероятности, подобное слияние христианства и митраизма
было делом рук римских цезарей. После установления христианства в
качестве официальной государственной религии число приверженцев
Митры было столь велико, что насильственная христианизация могла
спровоцировать настоящий социальный взрыв. Власти предержащие пошли
на компромисс, соединив оба учения воедино, внеся в миролюбивое и
пацифистское по сути христианство воинственные идеи культа
Непобедимого Солнца (Выделено ред.).
Римская империя в те годы находилась в состоянии длительной войны
с Персией, и установление митраизма, персидской по происхождению
религии, в качестве государственной идеологии ознаменовало бы
духовную и конфессиональную зависимость Рима от Персии. Римских
цезарей, стремившихся к установлению собственной гегемонии, такая
перспектива совершенно не устраивала, поэтому христианизация была
единственным средством остановить экспансию восточных вероучений.
После установления христианства и последовательной ассимиляции им
символики и отдельных идеологических моментов митраизма культ
Непобедимого Солнца начал постепенно сдавать позиции, пока
окончательно не канул в Лету. Правда, отголоски этой некогда
могущественной религии отчетливо слышны и в наши дни.
Морально-нравственные принципы современного общества в значительной
степени основываются на созданном митраистами духовно-этическом
фундаменте. В повседневной жизни мы невольно упоминаем имя
персидского солнечного божества практически ежедневно. Одно из самых
распространенных русских имен - Дмитрий - означает в переводе
«преданный Митре». А пользующиеся метро едва ли знают, что слово
«метрополитен» произошло от слова «метрополия» или, как говорили
раньше, «митрополия», то есть город Солнца, город Митры.
Но не только в именах и названиях сохранилась память о Митре.
«Этот древнейший культ, - отмечает французский исследователь Аркон
Дарол, - послуживший основой многих современных тайных обществ,
содержит ряд элементов, типичных для подобного вида организаций.
Будучи системой духовного обучения, он дает своим приверженцам
возможность войти в реальное или воображаемое соприкосновение с
высшими силами. Используя магическую власть, его жрецы заставляют
посвященных верить в возможность с помощью магических слов добиться
того, что недоступно непосвященному».
Митраизм не носит антиобщественного характера: его цели не
вступают в конфликт с общей политикой тех стран, где он существует,
он не угрожает сложившимся порядкам. Отличаясь терпимостью по
отношению к другим культам, он не пытался и не пытается вытеснить
их. Ежегодный праздник «Рождение солнца», который митраисты отмечают
25 декабря, перешел в христианскую традицию. Впрочем, нынешние
поклонники этой религии утверждают, что христианство не столько
вытеснило митраизм, сколько поглотило его, заимствовав некоторые
внешние формы и приспособив их к собственным нуждам. Справедливо это
или нет, трудно сказать, так как устроить диспут поклонников Митры и
Христа пока не удавалось.
Вот что говорит один из британских митраистов: «У нашего древнего
божества, которого часто изображают победителем быка или человеком с
львиной головой, по-прежнему есть поклонники. Ведь солнце продолжает
светить...»
Денис
БАЛМАШОВ |