Вадим Сухачевский
СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ И
ТАЙНА ДЕСПОЗИНОВ
Говорят: история умеет хранить
свои тайны. Справедливости ради добавим: способна она порой все же и
проговариваться. И при всем стремлении, возникающем время от времени кое у
кого, вытравить из нее нечто нежелательное, оно то и дело будет выглядывать
наружу этими “проговорками” истории, порождая в людях вопросы и жажду дать на
них ответ.
Попробуем и мы пробиться сквозь бастионы одной величественной Тайны,
пронзающей собою два десятка веков.
МЕРОВИНГИ И
ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ
Если на востоке Европы, в Византии,
история раннего христианства напоминает бурлящий котел, ересь следует за
ересью, то в западной Европе после крушения Римской империи наблюдается кажущееся
единомыслие среди христиан. Собственно, эта половина Европы вплоть до VIII-IX
века большей частью языческая, и христианство до поры утвердилось только в
двух самых культурных ее областях — в центре Италии, где в Вечном городе Риме
восседают наместники святого Петра римские епископы (будущие папы), и в
просвещенной Галлии (на месте современной Франции), которой правит
королевская династия Меровингов — так называемые “ленивые короли”.
Но вот что сразу вызывает
удивление: эти два очага христианства с самого начала весьма настороженно
относятся друг к другу. Между ними ведется вполне уважительная переписка, в
ней не обнаружить никаких разногласий, касающихся самой религиозной доктрины,
однако взаимную холодность они не скрывают. Создается такое впечатление, что
переписываются родичи, которые не могут забыть о какой-то не упоминаемой ими,
но известной обоим обиде, наподобие несправедливо разделенного наследства.
Папы явно претендуют на духовную
власть над всем христианским миром. Основание у них для этого в первую
очередь чисто географическое: они находятся в Риме, а Вечный город, как они
полагают, унаследовал от рухнувшей империи право быть собирателем Европы. Не
странно ли, что при этом они не упоминают о другом, казалось бы куда более
весомом для всех христиан основании: ведь их престол основан самим апостолом
Петром, а его авторитет, как сейчас представляется, для христианского мира
непререкаем.
Но нет, ни разу не приводят папы этот аргумент в своей переписке с
Меровингами, словно не решаясь затронуть что-то крайне для себя болезненное.
А что же Меровинги? Да их тон по
отношению к Риму, пожалуй, даже несколько покровительственный. Будучи не
только грамотными (в отличие от королей следующей династии — Каролингов), но
и весьма образованными, они считают себя вправе давать наставления в вопросах
веры самим наместникам престола Петра.
Еще одна странность. Большая часть
храмов, строящихся в эпоху Меровингов по всей Галлии, носит имя Марии
Магдалины. Интересно, а сколько же подобных храмов в тех местах, что
находятся в сфере влияния пап?
Да нисколько! Ни одного! Вот
так-то!
Позже, со сменой Меровингов
Каролингами, храмы Марии Магдалины и в Галлии не в чести, они либо
разрушаются, либо их спешно переименовывают в храмы Девы Марии.
С чем связаны такие перемены? Уж не “проговорилась” ли тем самым о чем-то
история?
Похоже на то.
Уже после того, как последнего
короля из их династии сверг, а затем и убил Пипин Короткий, в одном из
документов той поры прорывается не еле слышная “проговорка”, а возглас:
“Пипин пролил кровь, священнее которой в мире нет”.
Кем же считали Меровингов
современники, чьими потомками? Да по этому возгласу ясно — Чьими!
Настала, как видно, пора сказать о
том, что впоследствии стало казаться чуть ли не ересью, а в раннее
средневековье считалось в сущности общеизвестным: Меровинги, де, ведут свое
начало не больше не меньше как непосредственно от Иисуса Христа и Марии
Магдалины.
И тут, конечно, сразу возникает
вопрос: да могло ли быть потомство у Иисуса Христа?!
БЫЛО ЛИ ПОТОМСТВО У
ИИСУСА ХРИСТА И ЗАГАДКА
МАРИИ МАГДАЛИНЫ
Сразу оговоримся: мы нисколько не
покушаемся на текст Святого Писания. Личная жизнь Иисуса Христа в его земной
ипостаси там фактически вовсе не отражена по вполне понятной причине: авторов
Евангелий интересовало совсем не это, а в первую очередь учение Спасителя и
принесенная Им искупительная жертва.
Зададимся вопросом: а мог ли Он не
быть женат?
Едва ли! По понятиям тогдашней
Иудеи, мужчина, не женатый к тридцати годам, выглядел бы совершенно
противоестественно, он мог быть только предметом насмешек. А наследников царя
Давида закон обязывал не только жениться, но и произвести на свет не менее
двух сыновей. Во всяком случае, не будь Он женат, Евангелисты наверняка
позаботились бы о том, чтобы как-то объяснить столь странное, противоречащее
обычаям обстоятельство.
В действительности в тексте
Евангелий имеется много намеков как раз на то, что Иисус имел статус женатого
человека. Например, в Евангелии от Иоанна (11:2) упоминается, что “Мария
же... была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами
своими”. Сходные упоминания мы находим у Матфея (26:6-7): “Когда же Иисус был
в Вифании..., приступила к Нему женщина с... сосудом мира драгоценного и
возлила Ему возлежащему на голову”, — и почти дословно то же самое у Марка
(14:3). В ту пору было без всяких пояснений понятно, что так могла поступать
лишь невеста наследника из рода Давидова. Согласно Ветхому Завету, и самому
Давиду, и Соломону их невесты мазали голову миром и отирали ноги своими
волосами.
Еще более прямо о том, что Иисус
был женат, говорится в апокрифическом евангелии Филиппа: “А верным другом
Иисуса была Мария Магдалина. И любил Христос ее более остальных учеников
Своих, и лобызал ее не единожды в уста ее. Остальные же ученики, оскорбленные
тем, осуждали Его. Говорили они Ему: почему Ты привечаешь ее больше нас?
Спаситель ответствовал им, и сказал так: почему же Мне не любить ее больше вас?
Велико таинство супружества, — ибо без него не стало бы мира”.
А были ли у Марии дети от Иисуса?
Читаем у Луки (7:37-38): “И вот женщина..., которая была грешница, ... ставши
позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами
головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром”. Увы, человек, незнакомый
с со сложной иудейской обрядовостью той поры, может не уловить истинный смысл
этих слов, абсолютно прозрачный для современников и соплеменников Иисуса. О
том, что отирать волосами ноги согласно тогдашнему обряду могла только жена,
мы уже говорили; но почему она рыдала, почему названа грешницей?
Да потому, что “грешницей” (а в
более точном переводе “нечистой) называли жену, которая забеременела! До
рождения ребенка она обязана была удалиться от своего супруга и не общаться с
ним, как бы на время становясь вдовой, а перед тем, в соответствии с обрядом,
должна была рыдать, оплакивая это свое временное “вдовство”.
Можно, таким образом, заключить, что Мария не только была законной женой
Иисуса, но и родила ему ребенка, да и, вероятно, не одного. Куда же она в
таком случае делась вместе с детьми после казни Спасителя?
Видимо, она опасалась религиозных
или политических преследований. Во всяком случае, она вынуждена была вместе с
детьми бежать из Иудеи в римскую провинцию Галлию, где скончалась в 63 году
от Р. Х. Уж в этом-то не сомневается никто, ибо в окрестностях городка
Сент-Бом, что на юге современной Франции, находится ее могила.
Согласимся же после всего сказанного, что версия о происхождении повелителей
Галлии Меровингов от самого Спасителя появилась далеко не на пустом месте.
Почему же так укоренилось
представление о Марии Магдалине как о блуднице? Неужели только ошибочное
толкование некоторых евангельских текстов стало тому причиной?
Нет, это никак нельзя отнести к
числу добросовестных заблуждений. Главную тут роль сыграла все-таки политика,
которая в средневековье была делом ничуть не менее грязным, чем во все
времена.
ВАТИКАН И КАРОЛИНГИ
Как уже упоминалось, Меровинги
получили прозвище “ленивых королей”. В действительности они не были так уж
ленивы, просто сфера приложения их сил была за пределами понимания темного
средневекового рыцарства. В эпоху царившей даже среди знати полной
неграмотности они читали книги, причем написанные не только на латыни и на
греческом, но и на арамейском и на иврите. Наложением рук, как некогда их
предок Иисус, они врачевали от проказы, они создали на юге нынешней Франции,
в Провансе, еще одно королевство, Благословенную Септиманию, страну
священников и ученых, где из почтения к Ветхому Завету иврит стал даже
государственным языком. Они уподобляли себя мелхиседекам — библейским
царям-первосвященникам и дела духовные считали своим основным занятием.
Называли же они себя деспозинами, что означает “от Господа”.
А кто же правил страной? Для этого
был создан институт майордомов. Огромное королевство было разделено на четыре
майордомата, и майордомы вершили суд, собирали подати, командовали армиями,
то есть в представлении рыцарства занимались истинным делом. Самым
влиятельным стал Аквитанский майордомат, в особенности после того, как в 732
году майордом Карл по прозвищу Мартелл (Молот Божий) в битве при Пуатье
разбил арабов и остановил их продвижение в Европу.
Разумеется, авторитет майордомов
среди служилой знати был куда выше, чем авторитет королей-деспозинов; как,
однако, представлялось, по всей видимости, Меровингам, они были защищены от
любых политических заговоров и династических переворотов священностью своего
происхождения. Да и сами майордомы до поры до времени понимали, что свергнуть
потомков самого Спасителя — слишком богопротивное деяние.
Но сын Мартелла Пипин Короткий
рассудил иначе. Поддержку он видел в давнем конкуренте королей-деспозинов —
папском Риме, осененном в глазах верующих не меньшей святостью. В 753 году он
обратился к папе с тайным письмом, сегодня хорошо известным. В своем послании
он предлагал сделку: папа поддержит его притязания на престол и после свержения
Меровингов самолично коронует, а он, Пипин, со своей стороны подарит престолу
святого Петра добрую треть Италии.
Конечно, получить во владение
такое огромное княжество было заманчиво для Рима, но, по всей видимости, еще
заманчивее было после устранения высокомерных деспозинов утвердить наконец
свое первенство в западном христианском мире и заручиться поддержкой со
стороны самого могущественного из европейских властителей.
Сговор между светским и духовным
владыкой быстро состоялся. Почти сразу вслед за этим последний из Меровингов
был свергнут, а затем убит, и престол занял Пипин Короткий, положив начало
новой династии — Каролингам. Между Франкским королевством и Римом сразу
установились самые теплые отношения, и уже сын Пипина Короткого Карл Великий
получил из рук папы корону Римского императора.
Вслед за тем Каролинги и Рим
совместными усилиями взялись за выполнение важнейшей идеологической задачи —
надо было вытравить из сознания людей память о деспозинском происхождении
свергнутой династии и тем самым обелить этот сговор, который мог
восприниматься как поступок святотатственный.
Метод ими был выбран столь же
простой, сколь действенный: обеляя себя, очерняй других. И жертвой такого
очернения в первую очередь стал образ Марии Магдалины. Вот когда римские
теологи начинают повсеместно отождествлять ее с блудницей, которая упомянута
в одной из евангельских притч. Более храмы с ее именем на территории,
подвластной Каролингам, не воздвигаются, а уже воздвигнутые либо приходят в запустение,
либо переименовываются.
Другим предметом подмены
становится важнейшее для средневековья понятие — Священный Грааль.
СУДЬБА ГРААЛЯ
Сегодня понятие Грааля трактуется
зачастую весьма неопределенно. С одной стороны это чаша, в которую капала
кровь распятого Христа, с другой — символ древней мудрости, дошедшей еще со
времен не то царя Соломона, не то даже Адама. Алхимики наделили Грааль
смыслом, вовсе ускользающим в туман средневековой схоластики, еще больше тумана
добавили впоследствии розенкрейцеры, франкмасоны и создатели теософии.
Впрочем, персонажи рыцарских
романов, не отягощенные избыточной грамотностью, не вдавались в столь тонкие
материи и странствовали по свету в поисках Священного Грааля именно как чаши.
И как правило находили его — кто в странах неведомых, а кто и во вполне
известных, в Шотландии, в Ирландии, в Греции.
Однако рыцарские романы — это лишь
отголосок той подмены, которая была совершена после свержения Меровингов. В
эпоху “ленивых королей” понятие Священного Грааля, было вполне определенным,
да только к чаше оно не имело никакого отношения. Родом Грааля называли себя
сами короли-деспозины, то есть родом, ведущим свое происхождение от Иисуса
Христа, а стало быть, и от Соломона и Давида. И поиски Грааля были занятием
весьма насущным. Не чашу с кровью Христовой искали тогдашние рыцари, а саму
кровь Христову, то есть отпрысков Его рода, раскиданных по всему свету, а они
действительно были и в Шотландии, и в Ирландии, и в Греции, и в Палестине.
Но сам факт существования таких
отпрысков изрядно мешал Каролингам и Риму. И вот появляется новое толкование
Грааля, куда более устраивающее династию узурпаторов. Идея подмены крайне
проста: вместо метафорической “крови Христовой” искать чашу с Его кровью.
Если таковая и найдется, едва ли она вызовет у кого-либо неприятные для
Каролингов воспоминания.
Новое представление о Граале как о
чаше, ввиду своей наглядности и простоты, уже через каких-нибудь сто лет
почти повсеместно поглотило истинное содержание этого понятия.
Однако все же было в Европе место,
где память людей оказалась не столь подверженной тлению.
КРОВАВЫЕ
СОБЫТИЯ В ЛАНГЕДОКЕ
На юге франкского королевства
располагалась непокорная земля Лангедок, названная так по языку ее обитателей
(la langue d`oc). Родина первых средневековых поэтов-менестрелей, формально
она входила в королевство, но ее население считало себя вполне независимым от
власти Каролингов, и даже Карлу Великому, завоевавшему половину Европы, так и
не удалось полностью подчинить себе свободолюбивых южан.
В отличие от остальной Западной
Европы, где население было практически полностью неграмотным, здесь грамотой
владели даже простолюдины, и историческая память лангедокцев, запечатленная в
книгах, была намного устойчивее, чем у других народов. Здесь хорошо помнили о
существовавшей по соседству Благословенной Септимании, созданной деспозинами,
а стало быть и о самих деспозинах, и об истинном значении Священного Грааля,
что представляло крайнее неудобство как для Рима, так и для Каролингской
династии.
Видимо, именно по причине своей
хорошей исторической памяти жители Лангедока, принявшие христианство едва ли
не первыми в западной части Европы, так никогда и не признали ни духовную
власть над собой римских пап, ни светскую власть французских королей.
Существовали и некоторые
религиозные различия между ними и католическим миром. Под влиянием восточного
течения — манихейства они считали материальную земную жизнь изначально
греховной, лишенной самоценности перед грядущим Царствием Небесным.
В эту самую пору в Европе вполне в
открытую действовали сатанисткские секты, даже германский император не
скрывал, что участвует в обрядах, связанных с поклонением сатане, но ведущие
вполне благочестивый образ жизни лангедокцы (или катары, как их еще называли
по их верованию) были объявлены главными врагами христианской церкви.
Заручившись поддержкой короля Франции Филиппа II, папа Иннокентий III объявил
против катаров крестовый поход. Армия мародеров, большей частью безразличных
к какой бы то ни было вере, возглавляемая Симоном де Монфором, откровенным
сатанистом, вторглась в Лангедок. Началась длительная и кровавейшая
Альбигойская война, названная так по главной крепости катаров Альби.
Бойня в Лангедоке длилась почти 40
лет. Катары подвергались полному уничтожению, костры полыхали по всей некогда
благодатной земле. Наконец в 1244 году пал последний оплот альбигойцев, город
Монсегюр, где в один день было сожжено более двухсот катаров.
После столь кровавой победы,
казалось, из людской памяти напрочь выжжено все, нежелательное для пап и
французских королей.
Однако человеческая память оказалась прочнее всех спаленных крепостей. Не
минуло и полвека со времен Альбигойской войны как предание о деспозинах и об
истинном смысле Священного Грааля обрело новую жизнь. И произошло это все на
той же многострадальной земле, в Лангедоке.
ТАМПЛИЕРЫ И
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
РОДА
ГРААЛЯ
Первым из рыцарских орденов,
образовавшихся во время крестовых походов в Палестину, был орден
рыцарей-монахов Тамплиеров, или Храмовников (названных так, поскольку они
основали первый христианский храм в Иерусалиме). Со временем этот орден стал
могущественнейшей силой в Европе, его побаивались все европейские короли,
богатства ордена превосходили казну любого королевства, а его магистры не
особо подчинялись даже папе Римскому, номинальному главе ордена. Фактически
они создали свое королевство на землях опустевшего после Альбигойской войны
Лангедока — тут они воздвигли свои главные замки, тут же находилась и
резиденция их магистра.
Возможно, кое-какие знания они
почерпнули в Палестине, возможно, уже находясь в Лангедоке, обнаружили спрятанные
библиотеки катаров; так или иначе, но тема Грааля и деспозинов среди рыцарей
Ордена оживает вновь. “Рыцари Священного Грааля” — так они все чаще называют
себя. И по всему Лангедоку либо восстанавливают, либо строят заново храмы,
посвященные своей, как они считают, покровительнице — все той же Марии
Магдалине, которая к этому времени уже пять столетий не в особой чести ни у
католической церкви, ни у французских королей. Существует много свидетельств
о том, что по возвращении из Палестины они возобновляют активные поиски
Священного Грааля в подлинном смысле этого понятия, то есть поиски крови
Христовой, потомства Иисуса. И, без сомнения, находят, ибо в Ордене даже
появляется звание рыцарь-деспозин.
В начале XIV века король Франции
Филипп IV (Красивый) с согласия папы Климента V устраивает расправу над
тамплиерами. Их обвиняют в разврате, в ересях, в колдовстве, подвергают самым
страшным пыткам. В конце концов последнего магистра Жака де Моле сжигают на
костре, казни тамплиеров идут по всей Франции, их замки разрушают.
Историки указывают много причин
этой кровавой расправы над Орденом. Конечно же, сыграла свою роль и зависть
короля Филиппа к несметным богатствам тамплиеров, и его желание прибрать эти
богатства к своим рукам, и стремление короля к объединению Франции — тут
Лангедок, находившийся под властью Ордена, был костью у него в горле, — но,
думается, желание снова отправить в небытие память о деспозинах и об истинном
смысле Грааля также должно было двигать им.
Безнадежное в сущности желание! Ибо не было на земле случая, чтобы тайна
истории ускользнула из мира навсегда.
Перед разгромом Ордена Жак де Моле
отправил нескольких своих эмиссаров на Мальту, которой владел другой
рыцарский орден — Госпитальеры (они же Иоанниты), еще нескольких — в
Шотландию, так что знания тамплиеров едва ли удалось уничтожить.
А сам род Грааля? Нежели он пресекся после злодеяния, совершенного Пипином
Коротким?
Вовсе нет. К тому времени
христианский мир был весьма обширен, и в результате браков между представителями
знатных родов кровь Грааля влилась во многие европейские династии. Особенно
хорошо прослеживается связь между Меровингами и шотландскими Стюартами.
Однако мир царственных особ тесен,
и, пожалуй, генеалогическое древо любого царственного рода имеет переплетения
с древом Грааля. Не исключение тут и российские Романовы, состоявшие в тесном
родстве с западноевропейскими домами.
Потомки Стюартов поныне знают о
своем деспозинском происхождении и немало гордятся им. А что можно сказать в
этом отношении о русских царях?
…В самом конце XVIII века, с
началом Наполеоновских войн, Мальтийский орден, наследник знаний тамплиеров,
перебрался в Санкт-Петербург, избрав российского императора Павла своим
великим магистром. Трудно полагать, что мальтийцы не поделились с магистром
всеми тайнами своего ордена.
И на пороге уже века XIX Павел
напишет письмо с грифом: “Вскрыть тому, кто будет править Россией через 100
лет”.
Воистину неисповедимы пути, по
которым могут пробраться к нам тайны Истории!
Да и земля Лангедока сумеет
сохранить многое и преподнесет еще миру сюрприз.
ОТЕЦ БЕРЕНЖЕР И
ПОСЛАНИЕ ИМПЕРАТОРА
В 1885 году в лангедокской
деревушке Ренн-лё-Шато появился новый кюре отец Беренжер Сонье, отпрыск
знатного, но давно разорившегося рода. Осматривая там полуразрушенную церковь
Марии Магдалины, он неожиданно обнаружил старинные свитки, замурованные в
одну из колонн. Среди этих свитков были и относящиеся ко времени короля
Дагоберта II из Меровингской династии.
Находка полностью изменила жизнь
сельского священника. Конечно, слишком мало времени по историческим меркам с
тех пор прошло, меньше 120 лет, за такое время история не открывает сполна
свои тайны, но все же есть основания кое о чем задуматься. Почему отец
Беренжер не открыл миру свою находку, а отправил ее в Ватикан? Почему Ватикан
до сих пор безмолвствует на сей счет? Почему, тем не менее, отцу Беренжеру
стали регулярно поступать оттуда немалые деньги, на которые он смог
восстановить храм Марии Магдалины и вести богатый образ жизни? Почему,
наконец, он выбил над входом в храм надпись: “КАТАРЫ, АЛЬБИГОЙЦЫ, ТАМПЛИЕРЫ —
РЫЦАРИ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ”?
Как мы видим, тайна Грааля,
кажется, и тут снова приоткрыла свои чертоги.
А что же с письмом Павла,
адресованным императору, который будет править спустя 100 лет?
Все произошло в точности так, как
он и завещал. В 1900 году письмо вскрыл Николай II, правящий в это время.
Церемония происходила в присутствии приглашенных, в том числе и журналистов.
Вот как описывает это событие один
из них:
“Государь вскрыл пакет, запечатанный мальтийской печатью.
— Господа, я должен сперва сам
ознакомиться, — произнес он и погрузился в чтение.
Однако по мере того, как он читал, на лице государя проступало вначале
удивление, а затем и нескрываемый ужас.
— Это ужасно, ужасно, господа!.. —
проговорил он, дочитав послание. — Поверьте, господа, так будет лучше, право
же, лучше!.. — и с этими словами швырнул письмо в горящий камин”.
И что же, так и сгорела в камине,
обратилась в пепел Тайна? — возможно, спросит читатель.
Едва ли. Отвечу, несколько
перефразировав слова Булгакова: Великие Тайны не горят.
Впрочем, история и с находкой отца Беренжера, и с сожженным посланием
императора — тема для отдельного разговора.
С темой Грааля и деспозинов связана
серия романов В.Сухачевского «Тайна» , выходящая в издательстве
«Гелеос». В частности, находке кюре Беренжера посвящен роман «Загадка отца
Сонье», а сожженному посланию Павла романы «Завещание императора», «Доктор Ф.
и другие» и «Иная сила» из этой серии.
Обсудить
|